Без грязи. Почему на кроссоверах не рекомендуется ездить по бездорожью?

Без грязи. Почему на кроссоверах не рекомендуется ездить по бездорожью?
фото показано с aif.ru

2021-10-29 00:08

Автомобили сегмента SUV вытесняют привычные внедорожники. Некоторые водители даже пытаются ездить на них на рыбалку или на охоту. Опасно ли это для техники?

Автомобили сегмента SUV (Sport Utility Vehicle) практически полностью вытеснили ранее популярные внедорожники. Многие производители превращают свои старые модели в паркетники, имеющие облегченные трансмиссии и легковые настройки шасси. Между тем, находятся водители, относящиеся к кроссоверам, как к «джипам» и пытающиеся использовать их для поездок по оффроуду. Чем это чревато?Легковая платформаГлавное отличие кроссовера от внедорожника в его легковой платформе. Если внедорожники строились в основном на основе рамного кузова, то паркетники имеют несущий кузов и легковую трансмиссию, которая почти без изменений заимствуется с родственных хэтчбеков и седанов. К примеру, Volkswagen Golf и Tiguan построены на модульной платформе MQB и имеют одинаковую конструкцию шасси и трансмиссии. Разница заключается лишь в размерах и в увеличенном клиренсе. У паркетников отсутствует раздаточная коробка, позволяющая снять лишние нагрузки на сцепление, а так же нет блокировок дифференциалов, позволяющих колесам вращаться с равными угловыми скоростями, что необходимо при штурме раскисших суглинков. Их функцию выполняет электроника, которая с помощью тормозной системы предотвращает пробуксовку ведущих колес. Колодки поджимают диски, выравнивают угловые скорости колес и не дают дифференциалу обездвиживать загруженное колесо во время пробуксовок.В общем, эта система вполне работоспособна, но она не может долго трудится в грязи. Колеса реагируют на пробуксовку с запозданием, позволяя им зарыться в грунт. Часто кроссоверы «садятся на брюхо» в совсем неожиданных местах.Неудачная компоновкаКроссоверы имеют в большинстве своем поперечную компоновку, как у легковых хэтчбеков. Двигатель и коробка стоят в моторном отсеке поперек движения, над осью колес, обеспечивая максимальную прижимную силу. Примерно 60% веса приходится на переднюю часть машины, отчего в грязи передок быстро вязнет и садится на днище. Корма автомобиля обычно задирается вверх и при недостатке веса не всегда может вытянуть передок. Приходится пользоваться услугами товарища с тросом. Именно такая схема применена на Kia Sportage, Kia Sorento, Volkswagen Tiguan, Toyota RAV4, а также на Hyundai Santa Fe, Hyundai ix35, Hyundai Tucson, Hyundai ix55, Land Rover Freelander 2 и Range Rover Evoque и других кроссоверах.Кроме того, поперечная компоновка предполагает большой передний свес, где помимо мотора с коробкой находится еще радиатор и системы охлаждения, которые тоже занимают большое пространство. Этим носом кроссоверы часто чиркают землю на кочках и рискуют оторвать бампер.Простая муфтаПолный привод на кроссоверах, как правило, реализован на основе муфты в приводе задней оси. Работает она за счет пакета фрикционов, которые при сжатии замыкают входной вал и передают момент на редуктор. В итоге, задние колеса получают тягу. Но муфта имеет и недостатки. Фрикционы не так надежны, как полноценная механическая связь через шестерни. В итоге, диски трутся, ресурс муфты снижается. Если часто эксплуатировать кроссовер на бездорожье технический узел может выйти из строя через 30-40 тысяч км пробега. Главное назначение муфты это кратковременные включения, чтобы помочь выехать из сугроба на парковке или пробиться по лужам к даче. В 90% времени муфта остается в нерабочем состоянии, за исключением конструктивного преднатяга. Ржавчина в трансмиссииЭксперты «За рулем» обнаружили еще один конструктивный недостаток полноприводной трансмиссии многих кроссоверов. Дело в том, что вращение от двигателя на передние колеса передается от ведомой шестерни главной передачи. На задние — через угловой редуктор, который жестко связан с карданным валом.Вращение на угловой редуктор передают внутренние шлицы, выполненные в отверстии коробки дифференциала. Вал, передающий вращение на привод правого переднего колеса, в этом случае проходит сквозь редуктор.Это и есть слабое место. Соединение шлицевой втулки на Kia Sportage и Hyundai ix35 или шлицов на ведущем валу редуктора у Kia Sorento и Hyundai Santa Fe, Tucson, iх55 на заводе собираются «на сухую». Его смазка не предусмотрена. Со временем сквозь изношенные уплотнения в нагруженное шлицевое соединение попадает влага и грязь. Шлицы начинают ржаветь. Ржавчина намного тверже сплава железа, из которой она образовалась. И поэтому начинается быстрый взаимный износ коробки дифференциала и трубчатого вала раздаточной коробки. Первыми не выдерживают шлицы на коробке дифференциала.Раньше всего с проблемой сталкиваются любители оффроуда и жители регионов с повышенной влажностью. Кроссоверы, ездящие исключительно по асфальту, могут не иметь проблем вовсе.Чтобы не попасть на дорогостоящий ремонт, нужно. минимизировать агрессивную езду в условиях повышенной влажности; следить за состоянием уплотнений, которые предотвращают проникновение воды в соединение; каждые 60 000 км проводить профилактическую очистку и смазку шлицевого соединения редуктора с коробкой передач.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

hyundai колеса kia редуктор муфты трансмиссии кроссоверы колес