Дом, где джаз – больше, чем музыка

Дом, где джаз – больше, чем музыка
фото показано с swissinfo.ch

2018-1-29 10:00

К 50-летнему юбилею джазового фестиваля в Монтрё Национальный исторический музей Швейцарии в Цюрихе организовал выставку «Montreux. Jazz Since 1967», на которой вниманию публики предоставлены тщательно подобранные экспонаты, связанных с жизнью и деятельностью его легендарного основателя Клода Нобса (1936-2013).

Перед тем, как впервые провести свой, тогда еще весьма скромный, джазовый фестиваль Клод Нобс заранее проделал большую организационную работу, завязав контакты как с именитыми, так и с еще только многообещающими исполнителями — сделать ему это было нетрудно, ведь работал он тогда в туристическом ведомстве города Монтрё. В конце 1960-х этот живописный, но тихий городок на берегу Женевского озера с едва ли 15 тысячами населения был местом для очень спокойного, а прямо говоря — скучного, отдыха.  

Превращение Монтрё в яркий фестивальный город с собственным лицом стало возможным только благодаря фестивалю, на который приглашался самый широкий круг артистов, представителей самых разных музыкальных направлений и стилей. Будучи задуман в качестве своего рода «большого рекламного ролика» для Монтрё, фестиваль очень скоро стал самостоятельным явлением, прочно вошедшим в историю популярной культуры. В знаменитой композиции «Smoke on the Water» группы «Deep Purple» Нобс с легкой руки классиков хард-рока получил прозвище «прикольного Клода».  

И оно было не так уж далеко от истины: Клод Нобс действительно был «funky», забавным, но кроме того, он обладал уникальным даром налаживать контакты не только с музыкантами, но и, что, наверное, даже еще важнее, с представителями музыкальной индустрии – инвесторами и продюсерами. Концерты фестиваля изданы на сегодняшний день на огромном количестве видео- и звуконосителей, от пластинок и компакт-дисков до дисков формата DVD и Blu-ray. Всего было записано более 4 500 концертов, что составляет 11 тысяч часов видео в нормальном разрешении и 5 тысяч часов в высоком разрешении.  

На портале «YouTube» начиная с 2008 года было зарегистрировано более 400 миллионов просмотров. Один только концерт Би Би Кинга «Live at Montreux 1993» набрал более 32 миллионов просмотров. Архив записей концертов фестиваля был внесен в 2013 году в список Всемирного документального наследия «Память мира» ЮНЕСКО. Полностью архив занимает 14 000 единиц магнитных лент общим весом в 30 тонн, расположенных на полках общей протяженностью 600 метров. В реализации проекта по переводу аналоговых записей на цифровые носители совокупным объемом 14 500 терабайт в Лозаннском политехе (EPFL) трудились более 150 человек.

Выбор куратора

Учитывая такой громадный объем исторического материала куратор выставки в Цюрихском музее Томас Бочет (Thomas Bochet) решил сфокусироваться не на музыке, а на попытке разглядеть за всем этим музыкальным «шумом» личность самого Клода Нобса. Поэтому, попав на выставку, мы, после короткого хронологического рассказа об истории фестиваля, сразу попадаем в тщательно воссозданную копию домашнего кинотеатра К. Нобса, расположенного в подвале одной из его вилл.

На экране, сменяя друг друга, демонстрируются легендарные концерты нее менее легендарных исполнителей, от Марвина Гэя и Вана Моррисона до Карлоса Сантаны и классиков техасского хард-рока «ZZ Top». Можно тут увидеть и фрагменты незавершенного документального фильма о Нобсе, съемки которого пришлось прекратить в связи с его внезапной смертью в январе 2013 года. Остальную часть пространства заполняют памятные вещи, связанные с Нобсом-человеком.

На полках — бобины с записями, выставка гитар с автографами исполнителей, домашний фарфор, его поваренная книга, музыкальные автоматы и другие необычные подарки, например, кимоно Фредди Меркьюри. Декорации окружены стендами с изображением видов, открывающихся из окон настоящей виллы Нобса. Это попытка воссоздать пространство, где музыка исполнялась уже не в концертном зале, а как бы «для своих».

Однако особый дар Клода Нобса заключался, прежде всего, в умении вывести фестиваль за пределы только джаза (пусть даже не все были согласны с такой стратегией), в стремлении сделать фестиваль своего рода «музыкальным Давосом», местом для творчества в самом широком смысле этого слова. И в этом смысле вполне можно утверждать, что сама по себе такая выставка, как эта, говорит о том, что и спустя пять лет после смерти К. Нобса, фестиваль все еще живет в тени этой незаурядной личности.


Перевод с английского: Людмила Клот

.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

нобса фестиваль клода монтрё фестиваля нобс