Колонки: Сергей Худиев: Микромайдан

Колонки: Сергей Худиев: Микромайдан
фото показано с vz.ru

2017-1-17 12:00

Если в СССР Церковь была помехой на пути осуществления великого проекта Светлого Будущего, то у нынешних противников Церкви никакого общего проекта нет. Вернее, они могут быть приверженцами самых разных проектов.

Использование Исаакиевского собора Церковью вызвало массу разговоров о финансовых вопросах, в которые я не буду вступать, ибо не осведомлен, и о вопросах сохранности самого собора, которые, как я уверен, прекрасно решаемы, действующие соборы как-то до сих пор не рассыпались, но это скорее вопрос к специалистам.

Я хотел бы остановиться на немного другой стороне ситуации: антиклерикальном движении вообще и его использовании политиками определенного рода.

Некоторые обсуждения в медиа и социальных сетях вызывают у меня чувство щемящей ностальгии они выглядят как пересказ статей из «Пионерской правды», которые я читал, когда и солнце было ярче, и трава зеленее.

Примерно в ту же эпоху мне довелось посетить Музей истории религии и атеизма, который был расположен в здании собора.

В экспозиции музея были макеты страшных орудий пыток, которыми пользовались средневековые инквизиторы, подробные иллюстрированные рассказы об испанских аутодафе и другие готические ужасы, которые произвели на мою детскую психику неизгладимое впечатление.

Меня утешали тем, что в первой в мире стране массового атеизма власть церковников уничтожена, им в их черных одеждах остается только бессильно шипеть на советских пионеров.

Эмоционально я понимаю ужас некоторых людей перед мрачным царством клерикализма возможно, в детстве им по мозгам ездила та же пропаганда, что и мне, хотя на уровне разума не могу этот ужас разделить.

Исторические соборы европейских городов продолжают использоваться в качестве соборов и ничего страшного не происходит, никто никого не тащит на костры инквизиции.

Во времена моего детства превращение собора в музей оправдывалось исторической правотой во-первых, в соответствующей идеологической картине мира религия была злом, обманом, при помощи которого эксплуататорские классы удерживали народ в подчинении, и устроить музей там, где люди раньше возносили молитвы, было знаком победы сил прогресса, вехой на пути в светлое будущее.

На антицерковных манифестациях собираются ностальгирующие коммунисты, борцы за права сексуальных меньшинств, неоязычники, либералы (фото: Dmitri Lovetsky/AP/ТАСС)


Во-вторых, люди верили в непреложные законы исторического развития, согласно которым религия должна была исчезнуть. В светлом будущем храмы могли существовать только в качестве музеев. Такова была их неизбежная судьба, и люди просто помогали желанному будущему наступить чуть раньше.

Но эта картина мира оказалась ошибочной; обещанное светлое будущее не наступило. Вся аргументация, стоявшая за превращением храма в музей (а многих других храмов в склады, кинотеатры или просто развалины) оказалась несостоятельной.

Антиклерикализм выжил но уже в совсем другой форме, не имея за собой такой мощной идеологической традиции.

Нас не должно это удивлять антиклерикализм есть во всех христианских странах, как тень. В Испании или Польше, при довольно влиятельной Церкви, мы видим и довольно свирепых антиклерикалов.

Более того, во всем мире ненависть к церковникам остается (для прогрессивных сил) практически единственной дозволенной и приемлемой формой ксенофобии.

Там, где ненависть к другим группам расовым, этническим или даже религиозным будет безоговорочно осуждаться, ненависть к Церкви (на Западе, прежде всего, Католической, у нас, прежде всего, Православной) будет приниматься как что-то уместное и даже позитивное, и все неизрасходованные запасы ксенофобии направляться именно туда.

Но - в отличие от советского - нынешний антиклерикализм чисто негативен.

Если в СССР Церковь была помехой на пути осуществления великого проекта Светлого Будущего, то у нынешних противников Церкви никакого общего проекта нет. Вернее, они могут быть приверженцами самых разных проектов.

На антицерковных манифестациях собираются ностальгирующие коммунисты, борцы за права сексуальных меньшинств, неоязычники, либералы самые разные люди самых разных взглядов, объединенные чисто негативно, общей враждебностью.

Люди испытывают потребность в общей идентичности и осмысленности своей жизни, участия в чем-то значимом, что наделило бы их чувством надежды и достоинства. Такое объединение может быть позитивным вокруг чего-то, или негативным против чего-то.

Церковь пример позитивного объединения. У людей есть общая вера, они проявляют ее в совместных действиях. Но любое позитивное объединение требует определенных усилий изучения доктрины, дисциплины, самоограничения оно интеллектуально и физически затратно.

Негативное объединение несравненно дешевле. Оно не требует приверженности чему-либо или ответственности перед чем-то. Люди могут пережить чувство общности и осмысленности при очень небольших вложениях.

Но такие «объединения против» имеют ряд слабостей. В частности, большинство их участников обречено послужить топливом для чужих проектов.

Классический пример, который еще войдет в учебники по социологии и коллективной психологии это киевский майдан. Группа, которая собирается «против», в данном случае против Януковича, и при этом включает в себя самые разнородные элементы, оставляет свое «за» незанятым, и этим обязательно воспользуются люди, которые сформулируют для собравшихся позитивную программу и назначат им лидеров.

В этом отношении демонстрация у Исаакия против передачи его Церкви это такой «микромайдан», и нам стоит взглянуть на его наиболее заметных представителей.

Вот, например, Вадим Суходольский, член правления движения «Открытая Россия». «Открытая Россия» это движение, основанное Михаилом Ходорковским. На сайте Вадима Суходольского можно видеть такие, например, статьи как «Либералам не надо бояться «Правого сектора» в Украине».

Автор восхваляет киевский майдан и пишет, что «сейчас, после победы народной антикоррупционной революции в Киеве бояться крайне правых не нужно».

Что же, он имеет право на свои политические воззрения. Люди вообще имеют полное право быть политической пехотой Ходорковского по крайней мере, пока они действуют в рамках закона.

Но им следует отдавать себе в этом отчет. Ответственный гражданин должен понимать, во что он ввязывается и на чью пользу трудится.

Взглянув на других лидеров, выступавших на собрании, мы обнаружим знакомые все лица. Максим Резник, изгнанный из «Яблока» по обвинению в поддержке махинаций с подсчетом голосов на выборах депутатов Законодательного Собрания, Алексей Ковалев, Андрей Пивоваров из ПАРНАС. . .

Еще один заметный лидер Борис Вишневский, известный своей фразой: «Крым не наш. Это ворованное. Ворованное должно быть возвращено. Безо всякого объяснения причин, почему это сделать сложно и нельзя».

Что же, на мой взгляд, Крым не мой и не Бориса Вишневского, не мне и не ему им распоряжаться Крым принадлежит людям, которые там родились и выросли, выстроили дома и храмы, и их мнение тут должно быть определяющим. Люди не могут считаться укравшими землю, на которой они родились.

Мне кажутся еще более странным притязания Вишневского и иже с ним распоряжаться собором, который православные люди построили для совершения богослужений. Впрочем, Вишневский со товарищи имеют право на свою позицию - а другие люди имеют право ее поддерживать. Но хотелось бы, чтобы люди отдавали себе отчет в том, под какие знамена они собираются.

Не случайно, как сообщается, директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров дистанцировался от протеста и призвал не участвовать в нем сотрудников музея.

Действительно, улаживать спорные вопросы это одно, делаться чужой политической пехотой это другое.

Теги:

церковь, храм

.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

против церкви имеют церковь музей собора проекта право

против церкви → Результатов: 17 / против церкви - фото


Фото: dp.ru

Петиция против передачи Исаакиевского собора церкви уже собрала более 100 тыс. подписей

Под петицией, авторы которой призывают не передавать Исаакиевский собор церкви, свои подписи поставили уже более 100 тыс. человек. В ней отмечается, что усилий РПЦ будет недостаточно для содержания памятника в достойном состоянии. dp.ru »

2017-01-11 17:37

"Коммунисты России" выступают против передачи Исаакиевского собора церкви

Партия "Коммунисты России" проведет акции протеста в Москве и Санкт-Петербурге в связи с решением властей северной столицы передать Исаакиевский собор в пользование Русской православной церкви, сообщил 11 января председатель партии Максим Сурайкин. utro.ru »

2017-01-11 14:57

Более 91 тыс. петербуржцев подписались против передачи Исаакиевского собора церкви

На сайте Change.org составлена петиция с требованием не передавать Исаакиевский собор РПЦ. Она адресована губернатору города Георгию Полтавченко. Уже собрано более 91 тыс. подписей. dp.ru »

2017-01-10 18:17

Фото: Лента.Ру

Московская патриархия выступила против отделения Украинской православной церкви

Патриарх Кирилл заявил, что РПЦ никогда не согласиться на отделение Украинской православной церкви от Московского патриархата. «Мы никогда не согласимся на изменение священных канонических границ нашей Церкви, ибо Киев — это духовная колыбель Святой Руси», — отметил он. Лента.Ру »

2016-11-21 14:26

Священники неканонической церкви вышли на пикет против закона о чувствах верующих

Священники Апостольской Православной Церкви в пятницу вышли на набережную канала Грибоедова с одиночными пикетами против 148-й статьи УК РФ (оскорбление религиозных чувств верующих), сообщает "Фонтанка". interfax.ru »

2016-11-18 18:00

14.11.2016 14:00 : У защитников московского парка Торфянка сегодня прошли обыски

Задержаны 13 человек. Полиция нагрянула к активистам, которые выступают против строительства православного храма на территории парка на северо-востоке Москвы, сегодня рано утром. Об этом рассказала «Эху Москвы» местная жительница Виктория Миронова, которая была свидетельницей происходящего. echo.msk.ru »

2016-11-14 14:00

На британские церкви могут установить камеры против террористов

Необходимо повысить меры безопасности в британских церквях в связи с недавними нападениями на священников. Об этом говорится в руководстве, выпущенном организацией National Churchwatch. Читать далее rt.com »

2016-09-01 04:28

Россияне высказались против вмешательства церкви в дела государства

При этом 21% полагает, что православные должны иметь в России преимущества перед атеистами и людьми других вероисповеданий interfax.ru »

2016-02-19 09:33