Медвежья услуга. Какими проблемами грозит система стабилизации?

Медвежья услуга. Какими проблемами грозит система стабилизации?
фото показано с aif.ru

2020-2-28 10:45

Электроника часто вмешивается в процесс управления автомобилем, что нередко спасает транспортные средства от ДТП. Однако иногда она превращается из друга во врага.

Электронные системы стабилизации сейчас приобрели широкую популярность. Они устанавливаются не только на дорогие модели, но идут уже и на машины массового сегмента и входят в базовые пакеты оснащения. Во время нештатных ситуаций они выручают из беды, помогают оставаться на дороге и эффективно борются с заносами и сносами.Однако иногда такое вмешательство бывает некстати. Некоторые драйверские приемы, отлично получающиеся на старых «девятках», «десятках», «Калинах» и даже престарелых BMW, не выходят, если пытаться проделать их, сидя за рулем какого-нибудь современного Polo-седана. В итоге электронные защитники пасуют, и драйверские финты оборачиваются неприятными казусами. О каких же негативных сторонах электронных систем стабилизации необходимо знать, чтобы не попасть впросак?Как работает система стабилизации?Электронная система стабилизации ESP состоит из нескольких составляющих.Электрогидравлический блок с контроллером нагнетает давление в тормозной системе. Датчики частоты вращения колес и угла поворота рулевого колеса помогают компьютеру высчитывать траекторию движения машины. Прибор для измерения линейных и угловых ускорений фиксирует развитие заноса или сноса, а электронный блок обрабатывает всю эту информацию. Вместе с ESP работают другие электронные помощники, такие как антиблокировочная система (ABS), соединенная с технологией распределения тормозных усилий (EBD), а также электронная блокировка дифференциала (EDS) и антипробуксовочная система (ASR). В целом работу электронных устройств можно представить следующим образом.К примеру, водитель превысил скорость при вхождении в поворот, и машину начало сносить с дороги к обочине. ESP вступает в действие и препятствует сносу путем подтормаживания заднего внутреннего колеса и снижения крутящего момента двигателя. Тем самым кузов транспортного средства получает дополнительный разворачивающий момент и изменяет траекторию движения. Машина подкручивается и выходит из сноса.Если автомобиль, наоборот, уходит в занос, то есть намеревается забросить корму в сторону, то электроника подтормаживает уже переднее наружное колесо и снижает тягу на ведущих колесах.И в том и в другом случае электроника не дает машине разгоняться, пока она не встанет на верную траекторию. Блок управления «душит» мотор и убирает тягу с колес. В этом-то и заключается «медвежья услуга» ESP.Потеря тяги в поворотеВодителям, знающим особенности поведения на дороге переднеприводных автомобилей, хорошо известно правило, что потеря тяги в повороте приводит к развитию сноса. Они резонно замечают, что не вовремя брошенная педаль газа приводит к неприятностям. ESP помимо подтормаживания колес убирает и эту драгоценную тягу. Ведущие колеса перестают царапаться за поверхность, их вектор силы не вытягивает машину из опасной ситуации. В итоге транспортное средство уходит в еще больший снос, пока сила трения не компенсирует силы инерции.При настройке массовых моделей инженеры исходят их того факта, что в подавляющем большинстве случаев управляют легковыми автомобилями водители, которым чужды приемы спортивного вождения. В опасной ситуации они часто теряются и паникуют. Для таких водителей принятые алгоритмы ESP действительно большое благо. И отключать ее не рекомендуется.Проще отказаться от спортивного стиля езды, хотя бы в зимний период. Зарыться в снегуОднако бывалые автомобилисты приводят еще один пример неадекватного поведения системы стабилизации. В рыхлом снегу она не дает машине буксовать, убирает тягу с колес и фактически обездвиживает автомобиль в сугробе. Причем это вмешательство происходит настолько неожиданно, что водитель просто не успевает отключить электронику кнопкой, и машина зарывается в снежной каше. Если просто отключить ее, то на скользкой дороге в повороте повышается риск развития сноса.Решение было найдено просто. Сейчас появились современные системы стабилизации с двухступенчатым отключением. При одном нажатии ослабляет хватку противобуксовочная система. Машина перестает снижать крутящий момент на колесах и позволяет буксовать. Эта функция — настоящее спасение для водителей в странах со снежными и холодными зимами. Ради безопасности можно и отказаться от устаревших приемов вождения, которые господствовали в доэлектронную эпоху.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

стабилизации система esp колес сноса тягу машина системы