Мемория. Казимир Малевич

2016-2-23 12:11

23 (11) февраля 1879 года родился художник-авангардист Казимир Малевич. Личное дело Казимир Северинович Малевич (1879 - 1935) родился в Киеве в семье управляющего сахарного завода. Был старшим из 14 детей.

С детства много рисовал, предпочитая краски. В 1890 году семья Казимира Малевича переехала в село Пархомовка между Киевом и Курском. Казимир окончил пятилетнее агрономическое училище. В 1895-1896 учился в Киевской рисовальной школе Николая Мурашко. Обучение пришлось прервать, так как семья переехала в Курск, где Северин Малевич получил место в железнодорожном управлении, его сын устроился туда же на должность чертежника, мечтая собрать деньги на продолжение художественного образования в Москве. В 1899 году Казимир Малевич и его брат Мечислав женились на дочерях курского пекаря Казимире и Марии Злейц. Венчание Казимира и Казимиры Малевичей прошло в католическом храме Успения Богородицы в Курске. В 1901 году у них родился Анатолий, а в 1905 году дочь Галина.

В 1902 году от инфаркта умер Казимир Малевич. Оставив семью в Курске, Казимир Малевич в 1904 году отправился в Москву, чтобы попытаться поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но принят не был. Он снял комнату в художественной коммуне в Лефортове и прожил там полгода. Вернувшись домой весной 1906 года, Малевич продолжил службу в управлении железной дороги. На следующий год в Москву отправилась мать Казимира Малевича, Людвига Александровна, которая сумела устроиться заведующей столовой, а через некоторое время арендовала столовую на Тверской. К ней переехала семья старшего сына. Через некоторое время от Казимира Малевича ушла жена, но в 1909 году он познакомился с Софьей Рафалович и женился на ней. С тех пор он часто проводил лето на даче семейства Рафаловичей в Немчиновке.

С 1906 по 1910 год Казимир Северинович занимался живописью под руководством Федора Рерберга. В 1907 году его работы, написанные в стиле импрессионизма, впервые были выставлены в Москве. Познакомившись с Василием Кандинским, Давидом Бурлюком, Михаилом Ларионовым и Иваном Клюном, Казимир Малевич заинтересовался авангардным искусством.

В 1910 году Казимир Малевич участвует в выставке художественной группы «Бубновый валет». Затем он участвовал в выставках «Союза молодежи», «Ослиного хвоста», «Синего всадника», Салона независимых в Париже. Свой стиль живописи в эти годы Малевич предпочитал называл «заумным реализмом» или «кубо-футуристическим реализмом». В начале декабря 1913 года Малевич вместе со своими Михаилом Матюшиным и Алексеем Крученых поставили спектакль «Победа над Солнцем» в петербургском театре «Луна-парк», в его декорациях Малевич впервые использовал образ «Черного квадрата». В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. Вскоре написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм. На «Последней футуристической выставке картин 0,10» экспонировал 39 работ под общим названием «Супрематизм живописи», в том числе знаменитый «Черный квадрат». После выставки создал общество «Супремус». В 1916 году подготовил 60 своих супрематических работ для выставки «Бубновый валет». Летом Казимира Малевича призвали на военную службу в Смоленск. После демобилизации в мае 1917 года его избрали представителем от левой федерации в совет профессионального Союза художников-живописцев, а в августе - председателем художественной секции Московского совета солдатских депутатов. Добился открытия посвященных современному искусству Музея живописной культуры и Музея художественной культуры. В конце 1918 года в Государственных свободных мастерских Малевич возглавил мастерскую по изучению супрематизма. В Петрограде работал над костюмами и декорациям к пьесе Маяковского «Мистерия-Буфф» (постановка Мейерхольда). Первая персональная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму» состоялась в декабре 1919 года.

По предложению своего друга Лазаря Лисицкого Малевич с женой переехал в Витебск, где стал преподавателем в Народном художественном училище. В 1920 году Малевич организовал общество «УНОВИС» («Утвердители нового искусства»). В Витебске Малевич работал над теоретическими трудами «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика» и «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». Вместе со своими учениками и членами «УНОВИСа» в начале лета 1922 года Малевич переехал в Петроград. В этом же году его картины впервые выставлялись на «Первой русской художественной выставке» в Берлине. Вторая персональная выставка художника состоялась в 1923 году. Малевич стал директором Петроградского Музея художественной культуры (с 1924 года - Ленинградского государственного института художественной культур), но в 1926 году институт был ликвидирован. В 1925 году умерла Софья Рафалович. Через два года Малевич вступил в брак третий раз - с Наталией Манченко.

В 1927 году Малевич совершил поездку за границу. Его выставка прошла в Польше, а затем в Берлине. После возвращения в Россию был арестован по обвинению в шпионаже, но через месяц отпущен. В 1929 году Анатолий Луначарский назначил Малевича народным комиссаром отдела изобразительного искусства. Выставки Малевича прошли в Москве, Цюрихе, Вене, Берлине, Киеве. Но официальные отзывы о его работах были резко критическими. Осенью 1930 года Малевича вновь арестовали, на этот раз по обвинению в антисоветской пропаганде, но снова выпустили после кратковременного заключения. В 1932 году Казимир Малевич стал руководителем экспериментальной лаборатории в Русском музее, а его произведения вошли в экспозицию Русского музея «Искусство эпохи империализма». Последние годы жизни Казимир Малевич тяжело болел. Умер он в Ленинграде 15 мая 1935 года.

Чем знаменит

Выдающийся деятель русского авангарда, основатель супрематизма - живописи, воплощенной в виде комбинаций разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Уже при жизни он привлекал к себе внимание искусствоведов, вызывая отклики, как восторженные, так и критические. Пережил стремительную эволюцию от импрессионистского стиля через фовизм и кубизм к супрематизму. Критикуя академическую живопись, проявил талант полемиста. Малевич сравнивал ситуацию в современном ему искусстве с Европой первых веков нашей эры, переживавшей переход от язычества к христианству. Как признавал Малевич, столь резкое изменение неизбежно будет представляться кощунством для людей, привыкших к сложившейся системе ценностей, поэтому говорить о возможности компромисса невозможно.

О чем надо знать

Существует несколько авторских копий знаменитого «Черного квадрата». Первое полотно было закончено летом 1915 года для итоговой футуристической выставки «0,10». Однако на обороте полотна Малевич поставил более раннюю дату: «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913», так как впервые обратился к черному квадрату в декорациях к пьесе «Победа над Солнцем», поставленной в 1913 году. Ныне первый «Черный квадрат» хранится в Третьяковской галерее. В 1923 году для выставки в Венеции Малевич написал новую картину несколько большего размера. Вместе с «Черным квадратом» он повторит также другие части триптиха («Черный круг», «Черный крест»). С 1936 года картина хранится в Русском музее. Вариант 1929 года точно повторяет первый «Черный квадрат», со стороной длиной 79,5 см. Он был написан прямо в помещении Третьяковской галереи, где готовилась персональная выставка Малевича. Наконец, четвертая картина, сторона квадрата на которой равна 53,5 см, была написана около 1932 года. Она находилась у частного лица, а в 1990-х годах стала собственностью Инкомбанка. В 2002 году Владимир Потанин приобрел этот вариант «Черного квадрата» за один миллион долларов и передал на хранение в Эрмитаж.

Прямая речь

Супрематизм в одной своей стадии имеет чисто философское через цвет познавательное движение, а во второй - как форма, которая может быть прикладная, образовав новый стиль супрематического украшения. Но может появляться на вещах как превращение или воплощение в них пространства, удаляя целостность вещи из сознания. Через супрематическое философское цветовое мышление уяснилось, что воля может тогда проявить творческую систему, когда в художнике будет аннулирована вещь как остов живописный, как средство, и пока вещи будут остовом и средством, воля его будет вращаться среди композиционного круга вещевых форм. Все, что мы видим, возникло из цветовой массы, превращенной в плоскость и объем, и всякая машина, дом, человек, стол - все живописные объемные системы, предназначенные для определенных целей. Художник должен также превратить живописные массы и создать творческую систему, но не писать картинок душистых роз, ибо все это будет мертвым изображением, напоминающим о живом. И если даже будет построено и беспредметно, но основано на цвето-взаимоотношениях, воля его будет заперта среди стен эстетических плоскостей вместо философского проникновения. Только тогда я свободен, когда моя воля через критическое и философское обоснование из существующего сможет вынести обоснование новых явлений. Я прорвал синий абажур цветных ограничений, вышел в белое, за мной, товарищи авиаторы, плывите в бездну, я установил семафоры супрематизма. Я победил подкладку цветного неба, сорвал и в образовавшийся мешок вложил цвета и завязал узлом. Плывите! Белая свободная бездна, бесконечность перед вами.

Казимир Малевич «Каталог десятой Государственной выставки. Беспредметное творчество и супрематизм» (1919)

Черный квадрат в белом окладе - не простая шутка, не простой вызов, не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения, и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели.

Александр Бенуа (1916)

Супрематические три квадрата есть установление определенных мировоззрений и миростроений. Белый квадрат кроме чисто экономического движения формы всего нового белого миростроения является ещё толчком к обоснованию миростроения как «чистого действия», как самопознания себя в чисто утилитарном совершенстве «всечеловека». В общежитии он получил ещё значение: чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции и белый как чистое действие. Белый написанный мною квадрат дал мне возможность исследовать его и получить брошюру о «чистом действе». <…> Странная вещь - три квадрата указывают путь, а белый квадрат несёт белый мир (миростроение), утверждая знак чистоты человеческой творческой жизни. Какую важную роль имеют цвета как сигналы, указующие путь. О цветах и о белом и чёрном ещё возникнет масса толков, которые увенчаются через путь красного в белом совершенстве.

Казимир Малевич «Супрематизм. 34 рисунка» (1920)

«Черный квадрат» оказался не только вызовом, брошенным публике, утратившей интерес к художественному новаторству, но и свидетельством своеобразного богоискательства, символом некой новой религии. Одновременно это был шаг к той позиции, которая ставит человека перед лицом Ничего и Всего. Завораживающее воздействие «Чёрного квадрата» связано с его способностью концентрировать в себе бесконечное всемирное пространство, преображаться в другие универсальные формулы мира, выражать всё во вселенной, концентрируя это всё в абсолютно имперсональной геометрической форме и непроницаемой чёрной поверхности. Малевич в своей программной картине как бы подытоживал весь плодотворный период символического мышления в европейской культуре, переходя от символа к формуле, знаку, приобретающему самобытие.

Сарабьянов Д. В. Малевич и искусство первой трети XX века

11 фактов о Казимире Малевиче

Долгое время считалось, что Казимир Малевич родился в 1878 году. Только в результате специального исследования была обнаружена церковно-приходская книга, благодаря которой установили, что он родился в 1879 году. В результате 125-летие Малевича отмечалось дважды.

В 1908 году Казимир Малевич разработал дизайн флакона для одеколона «Северный» фабрики Брокара.

Название последней футуристской выставки «0,10» следует читать «ноль, десять». Ноль означает отсутствие предметных форм в супрематизме, а десять - первоначальное число художников, которые должны были участвовать в выставке. Хотя в итоге участников стало четырнадцать, название менять не стали.

Родившуюся в 1920 году дочь Казимир Малевич назвал Уной в честь основанного в том же году объединения «УНОВИС».

После смерти Ленина Малевич подготовил проект памятника ему в виде горы крестьянских инструментов с кубом наверху.

Малевич спроектировал собственный супрематический гроб в форме креста. Он просил, чтоб его похоронили в этом гробу с раскинутыми руками. По завещанию тело Казимира Малевича кремировали в Москве в Донском крематории, а прах предали земле в Немчиновке под любимым дубом художника. На дереве прибили доску со словами «Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича (1878-1935)».

Работа Малевича «Супрематическая композиция» была в ноябре 2008 года продана на аукционе Sotheby's за 60 002 000 долларов.

Самое большое за пределами России собрание работ Малевича хранится в городском музее Амстердама.

Существует версия, что архитекторы главного здания МГУ использовали при его проектировании супрематические работы Малевича.

В фильме Мартина Круза Смита Red Square (1991) герой расследует контрабанду из России картин Малевича. В 2007 году историк искусства и писатель Ной Чарни написал роман The Art Thief, в котором речь идет о похищении картины «Белое на белом»

В январе 2016 года в Киеве обнаружили ранее неизвестные тексты Казимира Малевича.

Материалы о Казимире Малевиче

Статья о Казимире Малевиче в русской Википедии

Статья о Казимире Малевиче в энциклопедии «Кругосвет»

Казимир Малевич в проекте «Хронос»

Сайт о Казимире Малевиче

.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

малевич казимир малевича квадрат квадрата выставки казимира художественной