Мемория. Михаил Барышников

Мемория. Михаил Барышников
фото показано с polit.ru

2015-1-27 00:00

27 января 1948 года родился Михаил Барышников, легендарный артист балета Личное дело Михаил Николаевич Барышников (67 лет) родился в семье офицера Советской армии в Риге.

Мама с детства приучила сына к театру. Они были очень близки, но когда Михаилу было всего 11 лет она покончила жизнь самоубийством. Среднее образование Барышников получил в Рижской средней школе № 22. Заниматься балетом начал в Рижском хореографическом училище у педагога Юриса Капралиса, где учился в одном классе с Александром Годуновым. Продолжил обучение в Ленинградском хореографическом училище в классе Александра Пушкина (у него же ранее учился Рудольф Нуриев). По окончании училища в 1967 году был принят в Театр оперы и балета им. С. М Кирова. Артистизм и блестящая техника принесли Михаилу Барышникову успех на международных конкурсах балета в Варне (1966) и Москве (1969; золотые медали).

В театре Михаил Барышников исполнил ряд ролей в традиционном репертуаре (Базиль в «Дон Кихоте», Дезире в «Спящей красавице»), выступил первым исполнителем ролей Гамлета (балет К. М. Сергеева, 1970), Адама («Сотворение мира» Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева, 1971).

Карьера молодого танцора развивалась стремительно - если в начале карьеры он получал всего 98 рублей в месяц, то через пять лет - в 1972 году - его зарплата составляла уже 400 рублей. Однако репертуар академического театра не удовлетворял жаждущего творческой свободы танцовщика. В 1974 году, во время гастролей в Канаде, получив приглашение от своего давнего знакомого Александра Минца в труппу «Американского театра балета», Барышников принял решение остаться на Западе и стал «невозвращенцем».

Он переезжает в США, где становится ведущим танцовщиком труппы «Американский театр балета» (1974-78; в 1980-89 годах - руководитель труппы). С 1990 по 2002 год возглавлял труппу «Проект белый дуб» (Флорида), которую основал вместе с Марком Моррисом. С 2005 года является художественным руководителем «Центра искусств имени Михаила Барышникова». Встречался с актрисой Джессикой Лэнг, в 1981 году у них родилась дочь Александра. Сейчас его спутницей жизни является бывшая артистка балета Лиза Райнхарт, у них трое детей: сын Питер и дочери Анна и София.

В настоящее время Михаил Барышников и режиссер Роберт Уилсон готовят постановку по дневникам Вацлава Нижинского с рабочим названием «Письмо человеку». Это шоу для одного исполнителя - самого Барышникова - будет показано на фестивале в Сполето в Италии в июле 2015 года.

Чем знаменит

Михаил Барышников - легенда русского балета, звезда первой величины на театральном небосклоне, танцовщик, ставший кумиром сперва Советского Союза, а потом и Америки. Сергей Довлатов писал о его славе: «. . . Я зашел в хозяйственную лавку около Квинс-бульвара в Нью-Йорке. И увидел на стене громадный портрет Михаила Барышникова. Одно изображение, без подписи. . . И вдруг я понял, что такое слава! Что такое настоящая мировая известность. Я думаю, слава - это когда твое изображение можно повесить в хозяйственной лавке. И быть уверенным, что всем оно знакомо. И что удивленных взглядов не будет. . . Не в фойе оперного театра. Не в редакции модного журнала. А именно - в хозяйственной лавке. . . ».

Творческий репертуар Барышникова отличается широтой диапазона - от старинной хореографии до новейших экспериментов в области американского танца «модерн» и «постмодерн»; многие балеты и номера создавались специально для него.

Михаил Барышников танцевал в постановках Дж. Баланчина, Дж. Роббинса («Другие танцы», музыка Ф. Шопена, 1976; «Опус 19», музыка Сергея Сергеевича Прокофьева, 1979) Ф. Аштона («Месяц в деревне», музыка Петра Ильича Чайковского, 1985), Р. Пети («Пиковая дама», музыка П. И. Чайковского, 1978), Дж. Ноймайера («Гамлет: сопутствующие», музыка А. Копленда, 1976), А. Эйли («Па Дюка», музыка Дюка Эллингтона, 1976), а также К. Макмиллана , М. Грэхем, Дж. Батлера, Э. Фелда, Чу Сан Го и многих других.

Михаил Барышников оказал большое влияние на американскую хореографию. Будучи руководителем труппы «Американского театра балета», он обогатил репертуар постановками классических спектаклей, знакомых ему по России, а также экспериментальными работами, к которым всегда тянулся. Интерес Барышникова к новейшим течениям в хореографии способствовал росту авторитета многих балетмейстеров. Особенно плодотворно он работал с хореографом Туайлой Тарп: «От пробы к делу» (музыка Йозефа Гайдна, 1976), «Маленький балет» (музыка Александра Глазунова, 1983), «Сюита Синатры» (музыка Ф. Синатры, 1984) и другие.

Немалую роль Барышников сыграл в становлении американского театр «модерн». По словам балетного фотографа и критика Нины Аловерт, «до прихода Барышникова в театр модерн эти знаменитые шестидесятники считали, что они взяли человека с улицы, и он может танцевать». Демократический танец театра модерн противопоставлялся профессиональному классическому балету, который требует многих лет обучения. А Барышников начал приглашать модернистов, в частности Марка Мориса, к себе в труппу, когда руководил Американским балетным театром, где были профессионально подготовленные танцовщики. «А уж когда они получили в свои руки такого экстра профессионального великого танцовщика, то они, конечно, поменяли свою точку зрения, - говорит Аловерт. - У них, между прочим, сейчас в труппе не классически образованные танцовщики, но это уже танцовщики, которые много чего умеют делать».

Барышников, по словам Нины Аловерт, довольно долго привыкал к модерну. «Это все-таки совершенно другое искусство, очень не похожее на классический балет для людей, привыкших к классическому балету». Но когда привык, полюбил его и «стал считать, что это такое же искусство, как искусство балета».

О чем надо знать

Михаил Барышников

Стремясь расширить свой репертуар, Михаил Барышников обращался и к другим видам творчества: играл в драматических спектаклях, выступал на телевидении, снимался в кино. В числе фильмов с его участием - «Поворотный момент» (1977), «Белые ночи» (1985), «Кабинет доктора Рамиреса» (1991). В последнем фильме 2014 года - «Джек Райан: Теория хаоса» - он сыграл роль министра Внутренних Дел России Сорокина.

В драматическом театре Барышников выступал в спектакле по мотивам Франца Кафки «Метаморфозы» (1989), спектакле «В Париже» (на русском и французском языках) по рассказу Ивана Бунина, в главной роли генерала Николая Платоныча (2011 год, режиссёр Дмитрий Крымов), спектакле в жанре физического театра «Старуха» по одноимённому произведению Даниила Хармса (2013 год).

При этом сам Барышников достаточно трезво оценивает свои актерские способности: «Мне хватает ума понять, что моя пластика и мой опыт танцовщика могут скрыть мои дефекты как драматического актера. Кто знает, когда-нибудь, быть может, я наберусь сил и наглости и решусь сыграть что-нибудь из Тургенева, Лескова, Достоевского или Гоголя в настоящем традиционном драматическом спектакле. Это был бы для меня серьезный шаг, к которому я пока еще определенно не готов. Для этого нужен и соответствующий режиссер калибра Льва Додина, например. Или же современная западная пьеса и состав сильных крупных актеров - да, я мечтаю об этом. И если наберусь сил, и огонь во мне не погаснет, то я, пожалуй, решусь».

А с недавних пор Михаил Барышников получил известность еще и как фотограф. В лондонской галерее прошла его персональная фотовыставка под названием Dancing Away.

Прямая речь

«Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии - точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте», - Михаил Барышников.

«Что было бы с Барышниковым, если бы он остался в России?» - спросили как-то Иосифа Бродского, с которым Миша был очень дружен. «Он бы спился», - ответил Бродский», - Нина Аловерт.

…Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,

Барышникова зреть. Талант его не стерся!

Усилие ноги и судорога торса

с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа

как в девках заждалась, готовая озлиться!

А что насчет того, где выйдет приземлиться, -

земля везде тверда; рекомендую США.

(Иосиф Бродский. «Классический балет есть замок красоты. . . », 1976 г. )

5 фактов о Михаиле Барышникове:

Поэт Иосиф Бродский, с которым Барышников был очень дружен, называл его «Мышь». Бродский посвятил Барышникову стихотворения «Классический балет есть замок красоты…» и «Раньше мы поливали газон из лейки…». Вместе они открыли в Нью-Йорке знаменитый ресторан «Русский самовар». Барышников вложил в ресторан скопленные деньги с выступлений, а Бродский - часть Нобелевской премии по литературе.

Михаил Барышников номинировался на «Оскар» за роль второго плана в картине «Поворотный пункт». Фильм был представлен на премию сразу в одиннадцати номинациях, но не получил ни одной награды.

В картине «Поворотный пункт» в одной из сцен Михаил Барышников исполняет песню Владимира Высоцкого «Дом хрустальный», а в картине «Белые ночи» танцует под песню «Кони привередливые».

Барышников снимался в последних сериях последнего сезона сериала «Секс в большом городе» в роли русского художника Александра Петровского, очередного возлюбленного Кэрри Брэдшоу.

Балетный фотограф и критик Нина Аловерт создала редкую фотолетопись Барышникова, начиная с его первого выступления на выпускном концерте в Ленинградском хореографическом училище, и выпустила о нем книгу «Михаил Барышников. Я выбрал свою судьбу».

Материалы о Михаиле Барышникове

Михаил Барышников: "Ностальгии по России нет". Интервью BBC.

Одиннадцать пируэтов Барышникова в фильме «Белые ночи». Видео.

Точка невозврата: Нуреев, Барышников, Годунов. Документальный фильм.

Статья о Михаиле Барышникове в Википедии

.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

барышников msonormal class михаил барышникова балета музыка театра