Политика: Вслед за Ялтой Бердяевские чтения состоялись и в Москве

Политика: Вслед за Ялтой Бердяевские чтения состоялись и в Москве
фото показано с

2014-9-2 22:10

Россию постоянно пытаются втянуть в авантюры, заставить сделать опрометчивый шаг, чтобы Россия себя растратила. Консервативная позиция это действенное лекарство и защита от провокаций. К такому выводу пришли участники Бердяевских чтений, состоявшихся в Москве.

В повестке чтений значились современный консерватизм и возвращение Крыма в Россию как новый этап российской государственности. Мероприятие проходило во вторник на площадке Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ). Директор ИСЭПИ, член Общественной палаты Дмитрий Бадовский отметил, что «бердяевские чтения» превращаются уже в традицию.

«Впервые за последние годы удалось собрать воедино молодых и уже практикующих политологов, философов, историков. Они вместе работают и дискутируют, - сказал Бадовский газете ВЗГЛЯД. - Присутствие академической науки придает новое качество и дискуссии, и выводам».

По итогам первых Бердяевских чтений ИСЭПИ выпустил два тома тетрадей по консерватизму, куда вошел ряд особо значимых докладов.

«Особо выделю доклад о консервативной повестке в странах Европы и в мире в целом, а также доклад Института национальной стратегии о том, может ли быть консервативная повестка фактором «мягкой силы» России на международной арене», - говорит Бадовский, напомнив, что в Москве, как и до этого в Ялте, в чтениях участвуют представители Крыма. «Чтения - это первая площадка, где представители экспертного сообщества Крыма могут полноценно интегрироваться в общероссийский дискурс. Одновременно мы обсуждаем вызовы и задачи, связанные с интеграцией Крыма в Россию», - сказал Бадовский.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, первый этап чтений прошел в августе в Крыму. Его участники обсудили проблемы наследия русской консервативной мысли, тренд на возвращение россиян к традиционным ценностям, идейные основания нового «путинского большинства», рост консервативных настроений в России и мире, перспективы консервативного мировоззрения в качестве мобилизационного потенциала в российской политике.

Особое внимание во вторник привлек доклад известного российского социолога Александра Ципко, прозвучавший в секции «Возвращение Крыма в состав России как новый этап становления российской государственности». По мнению Ципко, в результате присоединения Крыма и последующих событий в Донбассе произошли две важные вещи. С одной стороны, Россия бросила вызов Западу, с другой, получила небывалый взрыв патриотизма. Сложилась идеологическая ситуация, схожая с той, что была в 1930-х годах: готовность к жертвам, мобилизационный порыв, оборонное сознание, стремление улучшить мир, невзирая на потери. «В статье Александра Проханова «Да здравствует Холодная война» почти прямым текстом говорится: как только против России ввели санкции, у нас появился образ врага, а вместе с врагом появилась и долгожданная цель в виде идеи спасения российского суверенитета», - напомнил Ципко.

Интересная дискуссия разгорелась по вопросу, сочетается ли консерватизм с идеями социальной справедливости. Те, кто отвечал утвердительно, апеллировали к идеалам христианской церкви, на которых строится европейская и российская модели консерватизма. Политолог Олег Матвейчев, модератор секции «Современные вызовы, стоящие перед консерватизмом», возражал.

«Любой ультимативный вывод на повестку дня идей социальной справедливости кончится социальной энтропией и анархией», - говорит Матвейчев. По его словам, традиционный консерватизм всегда старался абстрагироваться от «голых» идей социальной справедливости. Апелляция к христианским идеалам, по словам политолога, некорректна. «Разве Христос был социалистом? Его заставили быть таким некоторые философы нашего времени», - говорит Матвейчев.

«Каждый ведет борьбу за личную совесть»

«Ценность - это то, что не может быть продано или обменяно», - сказал на чтениях профессор кафедры политологии НИУ-ВШЭ Леонид Поляков. По его словам, в западной традиции вечные ценности обозначаются как институты. Русский вариант институтов как вечных ценностей - устои.

«Вместе с физическим термином «энтропия» я бы ввел термин «дезантропия», покушение на человечество как таковое», продолжил Поляков. Профессор намеренно избегал устоявшегося термина «дегуманизация». «Гуманизм и был дорогой к сегодняшнему апгрейду человека». Дезантропия, по словам Полякова, также обозначает покушение на институт национального государства. «Как говорят идеологи современного миропорядка, национальное государство сегодня должно быть преодолено в процессе глобальной либеральной эрозии. Про институт церкви я уже не говорю», - посетовал профессор.

Поляков обозначил классическую триаду консерватизма: совесть, семья, Родина. По его словам, совесть универсальна. В системе глобального миропорядка универсальная совесть заменяется эрзацем совести, который у каждого свой. Миллиарды индивидуальных эрзацев совести обречены на столкновение.

«А когда каждый ведет борьбу за свою личную совесть, то возникает феномен массовой бессовестности», - говорит Поляков. Как он считает, Запад, который как раз постулирует приоритет индивидуального над общественным, оказался в стадии саморазрушения. Пример тому - крах некогда поднимаемой Европой на щит идеологии мультикультурализма.

«В самой идее мультикультурализма уже был заложен источник взрыва, энтропии. Эта идея - не сосуществование культур, а их межвидовая война, борьба за существование, в которой не может быть нескольких победителей», - считает Поляков.

Реакция на агрессивную леволиберальную повестку

Как считает Бадовский, консервативная повестка сегодня актуальна во всем мире. «В Европе растет то, что принято называть «евроскептицизмом». В США и в других странах мира мы наблюдаем волну возрождения консервативного движения образца конца 1970-х - начала 1980-х. Все это естественная реакция на агрессивную леволиберальную повестку, задаваемую сегодня администрацией США и правительствами ряда других стран».

По мнению эксперта, экспансионистское продвижение демократии в вариации Вашингтона - это навязывание миру диктатуры меньшинств. Эта диктатура является уже даже не постхристианской системой ценностей, а постценностной. Когда эта постценностная повестка навязывается миру как новый стандарт, то отпор со стороны консервативной, ценностной повестки вполне закономерен.

«Не случайно общим местом во внутриполитическом дискурсе Франции стали дискуссии о лидерстве Путина как образце. Консерваторы в США сегодня обсуждают тему России как оплота важной для всех консерваторов концепции политического действия и политического лидерства», - говорит директор ИСЭПИ.

Консервативная повестка важна и для собственного развития России, продолжает Бадовский. «Что такое консерватизм? Это спокойствие, поступательность, тщательное взвешивание шагов и последствий, их цены. Ценностный подход развития общества - это рассмотрение общества не только через призму справедливости, но и различения добра и зла. Так сказал Владимир Путин в своем прошлогоднем послании Федеральному Собранию».

Подход к общественному развитию через эти призмы - это, по мнению политолога, и есть по- настоящему консервативный подход.

«Этот подход может оказаться более качественным и эффективным по результатам, чем попытки рывков, скачков. Мы видим, что сегодня Россию постоянно пытаются втянуть в авантюры, заставить сделать опрометчивый шаг, чтобы Россия себя растратила. Консервативная позиция для нас - это действенное лекарство и защита от попыток и последствий провокаций», - заключил руководитель ИСЭПИ.

Теги:

философия, Россия и Запад, Крым, мультикультурализм, Дмитрий Бадовский, политология

Закладки:.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

бадовский россии крыма консервативная совесть поляков исэпи россию

бадовский россии → Результатов: 2 / бадовский россии - фото


Бадовский: Явка на праймериз говорит о росте доверия граждан к политическим институтам

Праймериз Единой России находится в логике реализуемых внутриполитическим блоком Кремля задач по открытости и легитимности формирования политических институтов власти, считает глава Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский. vz.ru »

2016-05-23 20:03