Представление ценой в 600 жизней. История театрального «Титаника»

Представление ценой в 600 жизней. История театрального «Титаника»
фото показано с aif.ru

2023-12-30 00:02

30 декабря 1903 года произошла самая массовая трагедия в истории американского театра. Сотни людей стали жертвами самонадеянности и жажды наживы.

Лайнер «Титаник», в апреле 1912 года погибший в водах Атлантики во время своего первого рейса, стал символом всех масштабных катастроф, в которых главными факторами становились человеческая самонадеянность и чрезмерная самоуверенность.За девять лет до Атлантики«Титаник», считавшийся чудом конструкторской мысли, задумывался как непотопляемый. Однако, оказавшись в ситуации, вероятность которой считалась ничтожной, корабль сделал своих пассажиров заложниками — спасательных средств, находившихся на борту, изначально не могло хватить для всех.За девять лет до катастрофы в Атлантическом океане не менее страшное крушение произошло на суше. Как и в случае с океанским лайнером, история, случившаяся в театре «Ирокез», во многом связана с человеческим фактором.«Самый изящный и архитектурно совершенный»В начале XX века американский театр переживал зрительский бум, и опытные дельцы спешили воспользоваться этим. Компания Fuller Construction объявила о строительстве театра «Ирокез» в Чикаго, проект которого был провозглашен специалистами «самым изящным и архитектурно совершенным».Общая вместимость зрительских мест превышала 1600, а гримерные располагались сразу на пяти уровнях, и для артистов был предусмотрен специальный лифт.Как и впоследствии на лайнере «Титаник», в театре «Ирокез» была предусмотрена жесткая система разделения зрителей по классам — решетчатые ворота исключали возможность попадания публики с дешевыми билетами на дорогие места.К 1900-м годам проблема пожаров в местах массового скопления народа была уже чрезвычайно актуальной, и проектировщики «Ирокеза» утверждали, что их детище для огня неуязвимо. В театре было 30 пожарных выходов, специальные дымовые люки, которые должны были безопасно выводить дым и опасные газы при пожаре, а также асбестовый противопожарный занавес, который должен был защитить зрителей в случае возгорания на сцене и за кулисами.Торговля и развлечения по соседствуНа самом деле, наиболее гениальной идеей заказчики считали расположение театра рядом с районом магазинов, являвшимся источником притяжения для дамской аудитории. Хозяева «Ирокеза» фактически предвосхитили идею совмещения торговых центров с развлекательными.Строительство заранее разрекламированного театра затянулось, а чикагские пожарные, посетившие стройку, пришли к выводу, что большинство предусмотренных противопожарных мер существуют только на бумаге. Но на замечания пожарным было сказано: владельцы «Ирокеза» люди влиятельные, и раздражать их придирками не следует.Открытие театра состоялось 23 ноября 1903 года, и отбоя от публики не было — реклама делала свое дело.Аншлаг на «Синей Бороде»30 декабря в «Ирокезе» давали мюзикл-бурлеск «Синяя Борода», представлявший собой переложение мрачной французской сказки в комедийном ключе. Мюзикл пользовался огромным успехом, и в тот день в зале не просто был аншлаг — по некоторым данным, было продано еще 400 стоячих мест.В начале второго акта исполнялся номер «В бледном свете луны», для которого нужно было специальное освещение. Оно обеспечивалось голубыми фильтрами на прожекторах.В какой-то момент от искры, возникшей в результате короткого замыкания, загорелась занавеска. Вскоре огонь стало видно в зале, но он казался слабым и неопасным. Рабочие сцены пытались сбить его палками и погасить огнетушителем, не прерывая спектакль.У них это не получилось, и огонь добрался до огромных задников, декорации которых были написаны маслом по холсту.Гладко на бумагеПожар стал разрастаться на глазах, и театральный менеджер приказал опустить противопожарный занавес. Это, однако, не удалось — его намертво заклинило.Уже значительно позже станет известно, что занавес все равно не спас бы — содержание асбеста в нем оказалось в разы меньше положенного.Актеры призывали не поддаваться панике, оркестр заиграл веселую музыку. Многие из зрителей вообще считали, что все это часть шоу. Но тут в зону горения попали два газовых баллона, взрыв которых получился очень громким. Следом за этим в зале погас свет.Когда «Ирокез» вводили в эксплуатацию, утверждалось, что публика через пожарные выходы покинет зал в течение пяти минут.Однако на деле оказалось, что большинство пожарных выходов настолько спрятаны за драпировкой, что найти их крайне сложно. К тому же все они были снабжены шпингалетами сложной конструкции, открыть которые даже в спокойном состоянии было непросто. Что уж говорить о тех, кто впадал в панику.В итоге из 30 пожарных дверей удалось открыть всего три. А хваленые вентиляционные отверстия и вовсе были заколочены. Таким образом, публика попала в огненную ловушку.Решетка смертиКак и в случае с «Титаником», богачей и бедняков разделила решетка — обладатели дорогих мест в партере могли выйти через основную лестницу, а остальные, вырвавшись из зала, упирались в решетку, которую так никто и не открыл. Люди метались в ужасе, затаптывали друг друга, задыхались.Связи у «Ирокеза» с пожарной частью не было, так что огнеборцы узнали о том, что происходит, от посыльного. Когда пожарные расчеты прибыли на место, то выяснилось, что длины лестниц до верхних ярусов не хватает. Что до стационарных пожарных лестниц театра, то их сделали короткими, не достающими до земли. Одни зрители умирали, задыхаясь в дыму, другие бросались вниз и разбивались насмерть.Американский комик Эдди Фой, игравший в «Синей Бороде» одну из главных ролей, вспоминал, что 30 декабря 1903 года в зале было необычайно много женщин и детей. Они становились первыми жертвами трагедии.Счастливчики и мародерыИз 300 человек труппы и сотрудников театра погибли всего пятеро. А вот среди зрителей счет шел на сотни.Непосредственно в день пожара погибли 575 человек, а еще тридцать впоследствии скончались в больницах.Были и счастливчики — несколько человек достали живыми из-под груд мертвых тел. Как ни ужасно звучит, но трупы защитили живых от огня и дыма, поскольку внутри страшной горы тел образовались своеобразные «воздушные карманы».Пока пожарные работали в театре, к месту трагедии двинулись толпы мародеров. Они заявляли о готовности помочь в поиске живых, а на деле обирали погибших, вытаскивая кошельки, часы и другое ценное имущество.Адвокат все разрулилПосле трагедии в театре «Ирокез» спектакли были приостановлены не только в Чикаго, но и в других городах США, а также в Европе. Владельцам было предписано принять меры по обеспечению противопожарной безопасности, дабы не допустить повторения подобных историй.Владельцев «Ирокеза» привлекли к суду, однако они наняли адвоката Леви Майера, который сначала затянул процесс, а в итоге добился полного их освобождения.Суд согласился с тем, что между упущениями в противопожарной безопасности и массовой гибелью людей нет прямой связи.Фасад театра серьезных повреждений от пожара не получил, и после ремонта там снова открылся театр — правда, теперь под названием Колониальный. Здание, в котором случилась трагедия, снесли в 1926 году, когда решили построить новый театр с нуля.Жертв «Ирокеза» чиновники города Чикаго чтили поминальной службой, которую проводили до тех пор, пока не умерли все свидетели. Сегодня о гибели более 600 человек в Чикаго напоминают два небольших монумента, один из которых расположен на городском кладбище. Вековая известность театральному «Титанику», в отличие от океанского, была не суждена.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

театра ирокеза театре ирокез однако чикаго пожарных зале