И снова о реновации по-швейцарски!

И снова о реновации по-швейцарски!
фото показано с swissinfo.ch

2017-7-20 10:00

Мы уже публиковали материал о том, как в Швейцарии подходят к проблеме «реновации», то есть реконструкции «старых» городских кварталов. В качестве примера, что понятно, нами был взят Берн, политический центр страны, город, который вполне годится для того, чтобы быть неким среднестатистическим показателем: ситуация на рынке жилья тут на порядок благополучнее, чем в Цюрихе, не говоря уже о Женеве, городские власти очень внимательно относятся к нуждам горожан, население не достигает и 150 тыс.

человек, причем сам город относительно состоятелен и благополучен, будучи столицей индустриально-развитого региона.  

Наша публикация «В чем различие швейцарских и российских методов реновации?» вызвала значительный резонанс, и кто ее еще не прочитал, тот может сделать это здесь и сейчас.

И вот мы решили продолжить тему и посмотреть, как выглядит единственный в Берне классический «спальный район» Бюмплиц, застроенный знакомыми многоэтажками. Вопрос поиска жилья и проблему особенностей швейцарского жилого фонда мы уже разбирали в этом материале. Теперь же нам хочется просто прогуляться по Бюмплицу и посмотреть внимательно на самые простые вещи, которые, собственно и складываются в комфортную городскую среду. Но для начала немного истории.

Впервые деревня Бюмплиц под своим именем упоминается примерно в 1235 году. В 1742 году здесь был построен и сейчас сохранившийся замок «Neue Schloss B», в котором в 19 веке располагался интернат для сложных детей-подростков, преимущественно мальчиков. Сейчас в замке работает главный бернский ЗАГС. В 1880 году сюда пришла железная дорога. В 1910 году в деревне уже проживало более 5 тыс. человек, что по швейцарским меркам было очень много.  

В этот же период бюджетная ситуация деревни ухудшилась, поэтому в 1919 году она утратила статус самостоятельной общины и вошла в состав Берна на правах автономного района. С тех пор тут активно развивалась городская промышленность, а начиная с 1950 года именно здесь, с прицелом на нужды рабочих, стала активно производиться городская многоэтажная застройка. Сейчас в районе проживает около 18 тыс. человек, причем доля иностранцев тут достигает одного из самых высоких в Берне показателей в 28,9%. Наиболее крупной является итальянская диаспора, за ней следуют немцы и македонцы.

С транспортной точки зрения район очень хорошо привязан к центру: есть две железнодорожные станции, курсирует трамвай номер 7, который прямиком соединяет Бюмплиц

Итак, давайте же посмотрим, как устроена городская среда в районе Бюмплиц.

На этом фото мы видим, как устроен общественный транспорт, важнейшим из которых в Берне является трамвай. На этом трамвае номер 7, который принадлежит к новейшей низкопольной генерации и ходит примерно раз в 5-7 минут, житель Бюмплица меньше чем за 10 минут оказывается в центре города. Идем дальше и смотрим на то, как проложены трамвайные пути. Отметим островок безопасности для пешеходов, «зебру» желтого цвета и сниженный бордюр для удобства как обычных граждан, так и лиц с ограниченной мобильностью.

На этом переходе ничто не мешает визуальному контакту между водителями и пешеходами в полном соответствии, если кому интересно, со швейцарским нормативом SN-640241-2016. Никаких огромных рекламных баннеров, растяжек и биллбордов, уродующих визуальную атмосферу. Улицы в Берне относительно узкие, расширять их некуда, поэтому трамвай и автотранспорт вынуждены делить одно и то же дорожное полотно. Делать это можно только при условии высочайшего качества укладки рельсового хозяйства. Обратим внимание на оставновку трамвая. Ее не опрокинет ни один ураган.  Что мы видим на фото ниже?

Мы видим, что блочная многоэтажная застройка тут проходила с бережным отношением к историческому архитектурно-строительному наследию. Иными словами, здесь нет хаоса, и за всем видна четкая градостроительная концепция. Отдельные районы не живут в качестве ограниченных островов, они разумно и элегантно вписываются в общий городской контекст. Никаких обочин, заставленных припаркованными машинами. И надо сказать, что сегодня такая политика оправдала себя на все сто процентов, потому что, например, именно на первых этажах старинных зданий здесь размещается столь полезный для горожан малый бизнес, занимающийся розничной торговлей и сферой услуг. Теперь идем дальше по улице и видим вот эти синие мешки.

Так здесь утилизируются обычные твердые бытовые отходы: они просто выставляется в специальных мешках объемом в 35 литров на обочину (о макулатуре, биоотходах и крупном мусоре речь сейчас не идет). Потом приезжает машина и специально обученные городские служащие забирают мешки. Приобретать их нужно по цене 17 франков / 980 рублей за 10 мешков по 35 литров в крупных магазинах. Ни в одном другом мешке мусор просто не возьмут. И будет стыдно! А так выглядят старые гаражи.

Оказывается, их не обязательно сносить, можно просто содержать в приличном виде. А теперь заглянем в первый попавшийся двор.  Здесь все приближено к природе, сделаны специальные навесы для велосипедов, качественная плитка уложена один раз и лет этак на 15 вперед. А главное, никаких заборов, канав, идущих верхом труб, открытых траншей и уродливых ограждений, режущих городскую среду по-живому.  

Обратите внимание на отмостку по периметру дома, она сделана из каменной насыпи. Это не только эстетически приятно, но еще и экологично и технологично. И самое главное — это умеренная этажность, превращающая дома в родные обиталища, а не в коробки для жизни. Обходим этот дом с другой стороны и что мы видим?

Там, где так и хочется устроить парковку, разбит газон и сделано все, чтобы комфортно грилить с друзьями по выходным. А теперь подходим к обычному многоэтажному блочному дому. На что хотелось бы обратить тут внимание? На заднем плане справа виднеется крыша старинного крестьянского дома, которому точно лет сто, не меньше.

Оказывается, строить новые районы можно и без тотального уничтожения исторического архитектурного наследия. Старая архитектура получает новую жизнь, на нее возлагаются общественные функции обеспечения градостроительной преемственности. Для этого нужно иметь чувство прекрасного, а также (многие это забывают) политические инструменты, гарантирующие права частной собственности. Потом обращаем внимание на подходы к подъездам. Где запаркованные машины? Их нет. А есть приятная среда, сделанная на основе сочетания зеленых насаждений и естественного камня. Заглянем в сам подъезд.

Все прозрачно, ударопрочное антивандальное стекло, аккуратные почтовые ящики, домофон — все это стандарт. Да, ну а где же машины? А вот они. За домом сделана парковка — для гостей, не для жителей. Каждый, кто приезжает в гости к одному из жильцов этого дома, может спокойно встать на этой праковке, ему не надо судорожно искать место, куда бы приткнуться.

Отмечаем, что разметка сделана желтым цветом. О том, чем в Швейцарии отличается «желтая парковочная зона» от «синей» и «белой» зон можно прочитать в этом материале в разделе «Транспорт». А теперь развернемся на 180 градусов и посмотрим вот на эту шестиэтажку.

Оказывается, такие дома можно превратить во вполне современно выглядящее жильё. Как? Довольно просто: каждый дом принадлежит реальному собственнику, управляются дома профессиональными риэторскими компаниями, работающими в условиях рыночного спроса и предложения. Эти компании заинтересованны инвестировать в улучшение качества объектов на основе, в частности, открытых архитектурных тендеров, на которых побеждают действииельно лучшие проекты.  Подойдем поближе.

Тот же самый принцип: прозрачные двери, домофон, все просто, но очень элегантно и не депрессивно. Теперь повернемся обратно. Уже знакомый нам подъезд блочной многоэтажки: красиво, уютно, разумно, никаких машин. Кстати, так где же все-таки жители этих домов паркуют свои машины?

А вот здесь, в таких подземных гаражах. Любой многоэтажный дом имеет тут такой гараж. Его наличие обеспечивает сохранность городской среды и ставит естественную преграду на пути безграничного увеличения этажности строительства. Конечно, здесь можно было бы построить пять корпусов по 45 этажей, но тогда какого размера должен был бы быть гараж? И что стало бы с зеленью вокруг? И какова была бы ситуация с транспортом? На крыше же гаража, чтобы не пропадала площадь, устроен спортивный комплекс, обнесенный элегантным забором из металлической сетки.

Еще одна очень важная вещь — обеспечение безбарьерного передвижения для инвалидов и колясочников. Поверьте, стоит только лично столкнуться со сложной ситуацией, как такие простые на вид приспособления начинаешь ценить очень и очень высоко!

Ну вот и все, наша прогулкка подходит к концу. Идем обратно к трамвайной остановке, о которой можно долго рассказывать отдельно.  Обратим, может быть, только напоследок внимание на этот автомат по продаже билетов.

Разумется пассажир покупает билет заранее или пробивает проездной в ожидании трамвая. Поэтому в самом транспорте никаких унизительных турникетов и никакой давки при входе в переднюю дверь! Билет можно оплатить обычной кредиткой, а с недавних пор и в интернете, загрузив себе предварительно на смартфон специальную программу-приложение и привязав ее к своей кредитной или дебитовой карте.  

Позволим себе сделать практический вывод, опирающийся на опыт Швейцарии. Качество городской среды — это, конечно, концепции, строительные нормы и правила, но это еще и политические рамочные условия, прежде всего гарантия прав частной собственности, федерализм и гражданский контроль за властью.  Первый фактор не дает, в частности, вести новую застройку, уничтожая все старое, второй обеспечивает равномерное распределение населения по стране и предотвращает создание огромных городских агломераций с населением в десятки, а то и сотни тысяч человек, создать комфортную городскую среду в которых из-за скученности просто невозможно. Третий фактор обеспечивает целевое использование финасов исключительно на совершенствование городской инфраструктуры.  

А что Вы думаете? Что Вам бросилось в глаза? Что осталось не объясненным? Нужны ли горожанам инструменты контроля за властью? Вы бывали в Берне? Какое у Вас осталось впечатление от городской среды? Поделитесь с нами Вашим опытом! Дискутируйте с нами, нам интересно любое мнение — но корректное и аргументированное.  

А пока Вам в подарок романтичная композиция швейцарской группы «Patent Ochsner», воспевающая район Бюмплиц.

.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

бюмплиц видим берне городской внимание никаких оказывается обеспечивает