Концлагерь или благо: в мире становятся популярными идеи «15-минутных городов»

Концлагерь или благо: в мире становятся популярными идеи «15-минутных городов»
фото показано с bloknot.ru

2023-3-20 16:03

Рассказываем, причем тут Китай и почему концепцию критикуют.

Концепция «города

15-минутной доступности» — одна из

ключевых градостроительных тенденций

будущего. Для многих жизнь в городе

утомительна из-за больших расстояний,

шумных улиц, пробок и переполненного

транспорта, но концепция «15-минутных

городов» подразумевает, что всего этого

в современных городах быть не должно.

Придумал концепцию «15-минутных городов» исследователь с мировым именем Карлос Морено. По его мнению пространство в городах нужно использовать более рационально.

«В больших городах наше чувство времени искажено, потому что мы вынуждены тратить так много времени подстраиваясь под планировки и большие расстояния современных городов, — замечает профессор. — Я хочу предложить концепцию города, противоположную современному урбанизму. Идея в том, что города должны быть спроектированы или перепроектированы так, чтобы у людей в 15-минутной доступности пешком, на велосипеде или общественном транспорте было всё необходимое».

Photo by Gautam Krishnan on Unsplash

Под всем необходимым

Морено подразумевает доступ к работе,

еде, развлечениям, образованию, объектам

здравоохранения, паркам. Концепция

также предусматривает сокращение

транспортного потока — это предлагается

сделать за счёт увеличения велосипедных

полос в местах отдыха. Здания предлагается

использовать для разных целей — например,

производственные лаборатории по вечерам

могут становиться спортивными центрами

или центрами отдыха.

В 2021 году Морено получил премию Обеля за разработку концепции — это награда, которую ежегодно присуждают за выдающийся архитектурный вклад. В 2020 году интерес к концепции подстегнула пандемия — когда люди оказались заперты в пределах одного района, оказалось, что там нет необходимых для их жизни вещей. Идея «15-минутного города» понравилась и климатологам, которые посчитали, что сокращение транспортных потоков — хорошая инициатива.

Мэр Парижа Энн Идальго

сделал концепцию основой своей успешной

капмании по переизбранию в 2020 году. На

вооружение концепцию приняли в различных

формах и в других городах — например,

в Сиднее и Сингапуре.

В Париже, который

приводят как наиболее яркий пример,

подход предусматривает закрытие ряда

дорог для автомобилей, чтобы отдать

предпочтение пешеходам, улучшение

велосипедной инфраструктуры, инвестиции

в общественный транспорт и развитие

велошеринга (проката велосипедов).

Эксперты, поддерживающие концепцию, говорят, что она приносит пользу как обществу, так и планете. По их мнению, благодаря сокращению потребности в автомобилях и объединению ресурсов в более компактные городские пространства, «15-минутные города» более экологичны — там меньше выбросов, а жители находятся в хорошей физической форме.

Photo by Jurriaan on Unsplash

«Существует большое

количество доказательств того, что

долгое вождение и сидение в пробках

оказывают негативное воздействие на

физическое здоровье, — заявил профессор

Кентерберийского университета Логан.

— Сокращение времени на дорогу означает,

что его вы можете потратить более

продуктивно: пойти в спортзал, встретиться

с друзьями или заняться другими делами».

Но некоторым концепция

«15-минутного города» не нравится. Критики

проекта уверены, что он фактически

усиливает изоляцию, превращая город в

гетто с неудобными правилами.

Скандал из-за этого случился в британском Оксфорде, власти которого решили опробовать климатические фильтры и разбить город на 15-минутные районы. Таким образом местный совет захотел решить проблему пробок, но люди восприняли всё иначе — они решили, что покинуть свой район можно будет только со специальным разрешением. В городе даже начались протесты.

Photo by Darya Tryfanava on Unsplash

На самом деле, ограничения будут введены, но коснуться не людей, а автотранспорта — с 7 утра до 7 вечера в определённых зонах нужно будет разрешение на проезд для транспорта. Разрешения выдадут на 100 дней в год жителям каждой из зон, а тем, кто живет в округе — всего на 25 дней. Исключения будут распространяться на спецтранспорт полиции и скорой помощи. Контролировать дорожную ситуацию будут с помощью камер, а нарушителей будут серьезно штрафовать.

Тем не менее, вопросы

по концепции есть, а жители беспокоятся

о том, что могут быть запертыми в своих

районах или их передвижения будут

контролировать, а за визиты в «неправильные»

районы — штрафовать. Многие заявляют,

что недовольны тем, что власти «хотят

заставить их проводить до 90% времени»

в их «15-минутной зоне». Ведь именно это

и предполагает концепция — всё должно

быть равномерно и доступно, поэтому

какой должен быть у людей смысл выезжать

за пределы своей «зоны».

«Идея о том,

что районы должны быть удобными для

прогулок, прекрасна. Идея о том, что

идиоты-тиранические бюрократы могут

распоряжаться, где вам «разрешено»

ездить, а где нет — ужасна», — написал

в своем твиттере канадский клинический

психолог и климатический скептик Джордан

Питерсон.

Вдобавок ко

всему, в сети активно гуляют видео с

зонами, которых якобы всё больше и больше

появляется в Китае.

«Такими заборами теперь огораживается всё больше микрорайонов, — пишут пользователи. — Если вы хотите войти в свою зону и выйти из неё, вам нужно пройти цифровое сканирование (распознавание лица)».

И пусть к

«15-минутному городу» эти пропускные

пункты на видео отношения, скорее всего,

не имеют, интернет-пользователи

представляют районы для жизни со всем

необходимым именно так, похожими на

концлагерь.

Ранее «Блокнот»

рассказал, что председатель

КНР Си Цзиньпин прилетел в Москву и

сделал первые заявления.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

города концепцию концепция всё городах идея районы городов

города концепцию → Результатов: 19 / города концепцию - фото


Мэрия Кургана опубликовала концепцию новогоднего украшения города (ФОТО)

Власти Кургана разместили новогодний брендбук для украшения города. В нём только 2 картинки, которые мэр Елена Ситникова уже показывала. Это новогодний венок и картинка с Дедом Морозом и Снегурочкой. Примеры использования... newdaynews.ru »

2022-12-02 13:30

Фото: tass.ru

Мегаполис без пробок и безопасная среда. Зачем развивать концепцию "Умного города"

Разбираемся, что входит в это понятие, какие города уже можно отнести к "умным" и как концепцию развивают в России tass.ru »

2022-10-13 15:33

Депутаты Владивостока приняли Концепцию развития информационного общества города

Председатель городской думы Андрей Брик отметил, что следующим этапом станет разработка конкретных программ в рамках концепции tass.ru »

2019-03-28 07:34

Фото: Лента.Ру

Правительство Севастополя представило концепцию «сердца города» на ПМЭФ

Делегация Севастополя представляет на Петербургском международном экономическом форуме проекты, реализуемые в рамках Стратегии социально-экономического развития города. В частности, была презентована концепция модернизации и развития Севморзавода — «Ломоносов-парк», получившая название «Сердце Севастополя». Лента.Ру »

2017-06-02 14:00