«Википедия» в учебном процессе в университетах России / Как свободная энциклопедия участвует в образовании :: Выпускники и наставники России

2020-5-26 15:53

Каждому студенту необходимо уметь грамотно выражать свои мысли и проверять факты. Интересно, что эти навыки учащийся может получить при написании статей для «Википедии». Однако до сих пор в отношении вики-проектов в образовательной среде существует ряд стереотипов.

Станислав Козловскийисполнительный директор НП «Викимедиа РУ», кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.«Википедия» неидеальна, но это лучшее, что придумало человечество»У Фонда «Викимедиа» много проектов. Многие из них полезны в образовательном процессе. Есть «Википедия» — свободная энциклопедия, она помогает учащимся ориентироваться в новых для них темах. Есть, например, «Викисклад», — это самый большой банк свободных изображений, там их более 60 миллионов, и все можно использовать свободно. Иногда студенты делают доклады, им нужны иллюстрации для презентаций — пожалуйста, можно обратиться к этому ресурсу. Есть проект «Викитека». Там хранятся разные тексты, от художественных книг до законов, — советских, Российской Империи, — которые сейчас достаточно трудно где-то еще найти. Как эти проекты влияют на учебный процесс? Кроме того, что они дают новые знания, проекты позволяют учиться, работая над их наполнением. Те студенты, которые не только читают «Википедию», но и сами в нее пишут, учатся формулировать мысли, пользоваться источниками, проверять факты. Это очень важные качества, которые помогают в том числе при написании курсовых работ, дипломов, магистерских диссертаций и, наконец, кандидатских. При этом в случае с ВКР человек писал диплом пять лет, а его прочитало два рецензента и научный руководитель. Жалко, что столько сил потрачено, а его почти никто не прочитал. А тут человек написал статью в «Википедию», ее прочитали в течение года несколько десятков тысяч, а может быть, и сотен тысяч людей. Она остается в интернете, ее будут читать из года в год. Да, человек не получит славы, но он будет знать, что его труд не напрасен и приносит пользу всему человечеству.На факультете психологии МГУ с 2015 года в рамках курса «Информационные технологии в психологии» студенты получают знания о том, как пользоваться различными базами данных научных статей, как искать и проверять информацию, как оформлять ссылки на источники и т.п. В качестве итоговой работы студенты пишут статьи в «Википедию» по психологии. Каждая статья проходит двойную проверку. Сначала преподаватели курса проверяют формальное соответствие написанных статей правилам «Википедии» (значима ли тема, правильно ли оформлен текст и ссылки, нет ли заимствований, соответствует ли стиль изложения и т.п.). А для того, чтобы оценить уже содержательную сторону статьи (насколько там современные данные, все ли основные факты приведены, не пропущено ли что-то важное, нет ли фактических ошибок и пр.) каждый студент должен найти себе рецензента — специалиста именно по тематике статьи, показать ему свой текст и учесть все его замечания. В качестве рецензентов выступают кандидаты и доктора наук — сотрудники факультета психологии МГУ, а также Института психологии РАН, Психологического института РАО и др. За эти годы студентами факультета психологии написано уже около тысячи статей о психологии в русскую «Википедию».Часто спрашивают, можно ли использовать «Википедию» как основной источник при написании научных работ? В качестве одного из источников — в ряде случаев возможно, но как основной всё же нет (если, конечно, это не работа про «Википедию»). Дело в том, что жанр энциклопедической статьи — научно-популярный, он предполагает краткое обобщение информации и ее подачу в наиболее понятной форме. Почему не рекомендуют ссылаться на научно-популярные книги? Потому что там упрощают, обобщают информацию. Задача «Википедии» — дать читателю минимальную ориентировку в теме, указать базовые авторитетные источники, в которых в этой теме можно разобраться уже глубже.Не секрет, те, кто пишут «Википедию», сами скептично относятся к ее текстам и прекрасно понимают, что она не идеальна, но, тем не менее, это лучшее, что смогло придумать человечество. Мы ежедневно исправляем тысячи ошибок. Знаем, что там многое пока не написано, многое не дописано. Однако у нас есть свои преимущества перед традиционными энциклопедиями. Это количество людей, которые следят за ошибками. Понятное дело, что у классических энциклопедий есть авторитетные редакторы, профессиональные корректоры. Но сколько их, сколько глаз просмотрят текст, прежде чем он будет напечатан? Человек 10, максимум — 20. В «Википедии» текст видит множество людей, любой может сообщить об ошибке и исправить ее. Когда ошибка попадает в классическую энциклопедию, она тиражируется еще лет 50. А в «Википедии», если ее нашли, то тут же и исправили. Было исследование в Nature в 2005 году: сравнили энциклопедию Britannica и английскую «Википедию». И там, и там нашли неточности и ошибки. Как только это исследование вышло, весь интернет набросился на те статьи в «Википедии», которые анализировали эксперты Nature. Люди нашли еще больше ошибок и исправили их все в течение одного-двух дней. В «Британнике» же большинство этих статей до сих пор так и не исправлены.Есть и другие преимущества. Если брать «Большую российскую энциклопедию» (БРЭ), там 80 тысяч статей. Большая их часть состоит из одной-двух строчек. Например, статьи о том, что означает та или иная греческая приставка. Например, «термо-» — от греческого «терми», указывает на связь с теплом, с температурой. На этом все. В «Википедии» на русском языке больше 1,6 миллиона статей. Это статьи, в которых материала намного больше. У нас нет ограничений по объему, как у классических энциклопедий. Так как они печатаются на бумаге, там, чем важнее тема, тем длиннее должна быть статья. Была история: Лосеву [Алексей Фёдорович Лосев — русский философ, доктор филологических наук — прим.ред.] заказали статью про Платона в «Большую советскую энциклопедию». Он ее написал, принес. Ему говорят: «Все отлично написано, но понимаете, у нас уже вышел том на букву «Л». Там статья про Ленина, и она короче вашей статьи про Платона, поэтому мы ее принять не можем». В «Википедии» же таких ограничений, конечно, нет. Еще одно преимущество — актуальность информации. Классические энциклопедии пишутся годами. «Большую российскую энциклопедию» начали писать в 1996 году, закончили — в 2017. Первый том вышел в 2004-м. Он не переиздавался и сейчас уже устарел на 16 лет. «Википедия» же обновляется ежесекундно. Например, человек умер — в статье уже стоит дата смерти. Вся важная информация, которая попадает в «Википедию», максимально актуальная, живая. Основная наша проблема состоит, наверное, в том, что «Википедию», а она пишется более 300 языках, читают миллиарды людей, а пишут — лишь три сотни тысяч. Например, русскую «Википедию» в месяц посещает 110 миллионов человек, которые читают полтора миллиарда статей, а пишут ее всего 13 тысяч человек. Соотношение читателей к редакторам примерно 1 к 10 тысячам. Хотелось бы, чтобы те, кто читает «Википедию», перестали ее воспринимать пассивно и поняли, что многое зависит и от них. И в первую очередь студенты — люди с гибким мышлением и соответствующими знаниями.Кстати, в этом году «Викимедиа РУ» выпустило учебное пособие для студентов «Википедия. Вводный курс» [https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Wikipedia_Book.pdf]. Возможно, оно поможет понять, что писать в «Википедию» не так уж и сложно.Иван Засурскийпрезидент Ассоциации интернет-издателей, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникаций факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.«Строительство отношений между наукой и образованием, “Википедией” и всем обществом играет очень большую роль»«Википедия» сыграла колоссальную роль в образовании, открыв доступ к базовому пониманию информации для разной аудитории. Кроме того, «Википедия» интересна тем, что она очень динамична. В отличие от традиционных систем, например, бумажных, ориентированных на традиционные процессы, она очень быстрая. Были интересные публикации, в которых говорилось о том, что значительная часть тех тем, которые описаны в «Википедии», в книгах может и не встретиться. Это огромный, постоянно растущий и развивающийся ресурс.«Википедия», конечно, может помочь студентам в обучении. Она дает возможность мгновенного получения справочной информации. У каждого студента должна быть привычка: если встречается какое-то новое, неизвестное слово, нужно его искать в интернете, и с высокой степенью вероятности оно встретится именно в википедийной статье. Поисковики в первую очередь выдают ссылки на этот ресурс, потому что там содержится информация в открытом доступе, подробная, на том языке, на котором производится запрос. Идти в таких случаях в «Википедию» — это правильно, потому что базовое впечатление о термине «Википедия» составит. Это основа сегодняшней медиаграмотности, это история про здравый смысл. Если же говорить об использовании «Википедии» в научных работах, то, конечно, ссылаться на нее ни в коем случае нельзя. Как раз из-за того, что это динамичная система: содержание страницы может измениться, информация может быть уточнена или удалена в любой момент. Поэтому «Википедия» не может считаться достоверным, надежным источником. Если в работе нужна общая справочная информация, можно, в конце концов, сослаться на «Большую российскую энциклопедию». Я не думаю, что они конкуренты, я думаю, что это взаимодополняющие проекты, полезные для образования. Просто должно быть точное понимание того, как и в какой степени их можно использовать.«Википедия» при создании научных исследований полезна и важна за счет других аспектов. Джимми Уэйлс, основатель «Википедии», говорил мне: «Иван, понимаешь, для науки вся эта информация, конечно, полезна, но не менее интересны ссылки в конце каждой статьи». И в этом смысле правильное использование «Википедии» предполагает не столько опору на ту информацию, которая содержится в самой статье. Интересны документы, сноски, которые встречаются на ресурсе, и на них ссылаться — в самый раз. В этом смысле, конечно, наука и образование должны постоянно работать над «Википедией». Пока что очень не хватает большего количества опубликованных выпускных квалификационных работ, результатов научных исследований в открытом доступе, под открытыми лицензиями, например, под новой лицензией охраны авторства «А», которую Ассоциация интернет-издателей запустила на этой неделе. Ссылаясь на них, «Википедия» станет лучше и точнее. Чем больше работ мы публикуем под открытыми лицензиями, тем выше качество «Википедии»; а чем выше ее качество, тем лучше будут становиться работы. Это та спираль развития, которая нам нужна.Александр Бубновпрограммист, специалист факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М. В. Ломоносова.«Фонд “Викимедиа” является первопроходцем в области дистанционного образования»Безусловно, «Википедия» и другие викимедийные проекты — информационный ресурс с большим образовательным потенциалом, который, правда, пока еще используется далеко не в полной мере. Для большинства «Википедия» — это прежде всего современный и самый востребованный источник информации. Иногда его упрекают в недостоверности, ненадежности. Но, наверное, не все знают, какая работа стоит за подготовкой каждой статьи. Многочисленное сообщество википедистов-экспертов работает по достаточно строгим правилам и процедурам, которые стороннему наблюдателю могут показаться слишком сложными и обременительными. Что касается надежности информации «Википедии», то исследователи подсчитали, что ошибочные данные можно встретить в 13% словарных статей — по этому показателю «Википедия» сопоставима с авторитетной офлайновой энциклопедией Britannica. К сожалению, сегодня еще недостаточно внимания уделяется другому аспекту «Википедии», который еще недостаточно используется в учебном процессе. Речь идет не об использовании статей «Википедии», как учебного материала, подобно традиционным офлайновым энциклопедиям, толковым словарям и т.п., а о создании таких статей, работе над ними, как части образовательного, обучающего процесса. Это — непростое дело. Для этого требуются, во-первых, специализированные технологические образовательные системы и, во-вторых, подготовка людей, способных стать авторами статей «Википедии». Сейчас на базе факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ идёт работа в обоих направлениях: и над созданием программно-технического комплекса, и по подготовке кадров. Разработаны курсы для студентов и для повышения квалификации преподавателей. Язык вики-разметки является довольно простым для освоения, это самый распространенный программный язык в современном мире. Им пользуются миллионы википедистов — тех, кто вводит информацию или администрирует ее в «Википедии» и на других проектах. Соответственно, принципы построения «Википедии» дают очень серьёзный опыт коллективной работы с информацией. Студент может написать статью в «Википедию» по исследуемой тематике или внести изменения, если статья уже есть. Это может помочь в подготовке к защите выпускной работы, диплома или даже диссертации, потому что, если хоть где-то есть какая-нибудь ошибка, на нее тут же «набрасываются» собратья по «Википедии», правят или даже удаляют, конечно, с объяснениями, доступными сообществу экспертов. Студенту-автору статьи приходится защищать ту информацию, которую он считает достоверной и релевантной. Это дает серьезное продвижение в предметной области. «Википедия» — это отличный образовательный проект, способствующий не только обучению, но и развитию навыков коллективной работы, где каждый может предлагать варианты для улучшения работы ресурса, и сообщество их рассмотрит. Если будет консенсус по поводу этих предложений, они будут введены. В этом плане это гибкая и достаточно надежная система с целым рядом преимуществ: 300 языков, 19 лет постоянной работы, миллионы участников, строгие правила отбора. Где еще можно увидеть энциклопедическую систему, которая является в какой-то мере социальной сетью? А «Википедия» в какой-то мере и есть социальная сеть. Учитывая все сказанное, можно сказать, что значимых в образовательном отношении результатов можно ожидать только при создании специализированных wiki-систем для образовательных учреждений, учитывающих в процессе постановки задач достоинства и недостатки «Википедии». Сегодня в разговорах о дистанционном образовании «Википедия» практически не упоминается, а зря. Она вполне способна стать одним из важных инструментов работы студентов в дистанционном режиме. Надеемся, что мы к этому придем.

Аналог Ноткоин - TapSwap Получай Бесплатные Монеты

Подробнее читайте на

википедии википедия википедию статей статьи психологии работы энциклопедию

википедии википедия → Результатов: 10 / википедии википедия - фото


Феномен Википедии / В чем ее сила и полезность :: Выпускники и наставники России

В современном мире люди привыкли искать информацию на просторах Интернета, не обращаясь к печатным изданиям в библиотеке. Одним из самых распространённых электронных источников информации является Википедия. Об этом и пойдет речь в данной статье. chaskor.ru »

2020-09-08 15:00

Как Википедия выращивает армию «фактчекеров» для борьбы с фейковыми новостями :: Выпускники и наставники России

Онлайн энциклопедия занимается проверкой фактов в интернете уже более 15 лет. Теперь она хочет открыть свое скептическое видение массам. chaskor.ru »

2020-09-07 15:00

7 интересных фактов о «Википедии» / Кратко о популярном источнике знаний :: Выпускники и наставники России

Онлайн-энциклопедия «Википедия» является одним из самых значительных сайтов современного интернета. Миллионы людей используют его в качестве источника достоверной, правдивой, беспристрастной информации. chaskor.ru »

2020-04-26 15:00

Фото: vz.ru

Общество: Блокировка Википедии была недолгой

Википедия в ночь на вторник впервые была заблокирована для россиян. Авторы ресурса отказывались убирать статью о наркотике, но затем она все же была изменена, и сайт снова стал доступен. Сторонники полной свободы для Википедии, однако, дали понять, что не приемлют требований контролеров и ситуация может повториться. vz.ru »

2015-08-25 15:21

Фото: vz.ru

Провайдеры начали блокировать Википедию

Провайдеры по указанию Роскомнадзора приступили к блокировке доступа к Википедии для российских пользователей. Впрочем к 8. 20 мск столичные пользователи все еще могли зайти на сайт интернет-энциклопедии через стационарную и мобильную связь. vz.ru »

2015-08-25 09:26

Пользователи сообщают о блокировке «Википедии»

Пользователи интернета в разных регионах России сообщают об отсутствии доступа к онлайн-энциклопедии «Википедия». Ресурс оказался под угрозой полной блокировки из-за статьи о наркотическом веществе, поясняет РБК. polit.ru »

2015-08-25 05:04

Википедия стала недоступна многим пользователям в России

Cервис Википедия, о блокировке которого просил Роскомнадзор, стал недоступен для части интернет пользователей в разных регионах России. В Москве отсутствует доступ к ресурсу у пользователей некоторых провайдеров, но мобильная версия Википедии работает. kommersant.ru »

2015-08-25 04:45

Фото:

В Роскомнадзоре рассказали, как «Википедии» избежать блокировки

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский в эфире «Русской службы новостей» сообщил, как «Википедия» может избежать блокировки. «Администрация русскоязычного сегмента «Википедии», господин Козловский должны перестать давать многочисленные интервью, а вместо этого выполнить требование закона и удалить статью о наркотике», - сказал он.

2015-08-24 20:19